Хоровое crescendo Владимира Завазальского

Новость добавлена:20.11.2007 в 12:14
Просмотров за 15 дн.: 21
Аксиос ЗавазальскийТри года назад В..И. Завазальский создал в Коврове мужской хор "Аксиос". С тех пор он частый гость нашего города, а выступления хора стали для ковровчан поистине праздником души. Сегодня Владимир Игоревич – наш собеседник.

Владимир Игоревич ЗАВАЗАЛЬСКИЙ родился в 1957 году в Новосибирске. В 1961-м семья переехала во Владимир, где Завазальский получает общее и специальное музыкальное образование, окончив музыкальное училище с дипломом артиста симфонического оркестра и учителя музыки. Одновременно знакомится с основами христианского вероучения, что заставляет его коренным образом изменить жизнь и профессиональные планы. В 1983 году он становится прихожанином церкви Святого князя Владимира (крестителя Руси) и певчим в нескольких церковных хорах, солистом и помощником режиссера областного театра хоровой музыки. С его коллективом он впервые совершил концертное турне по Чехословакии и США (1989).
Позже В. Завазальский работает заместителем регента и канонархом (солистом) архиерейского хора Свято-Успенского кафедрального собора Владимира, изучает искусство церковного пения в Московском Свято-Даниловом монастыре – резиденции Патриарха. Приобретенные знания музыкант соединяет с практикой работы с хоровыми коллективами.

Любовь к старинной музыке и предпочтение, отдаваемое однородным певческим ансамблям, привели к тому, что в 1990 году, собрав единомышленников, Владимир Завазальский создает мужской хор "Владимирские певчие".

В. И. Завазальский был постоянным участником Всероссийской творческой мастерской "Русское хоровое пение" при Московской Государственной консерватории им. П. И. Чайковского. За годы обучения и повышения квалификации неоднократно отмечен благодарственными и почетными грамотами Министерства культуры. По отзывам ведущих мастеров хорового искусства, Владимир Завазальский – человек, бесспорно владеющий как искусством хорового ансамбля и исполнительской интерпретации, так и даром общения с аудиторией. Серьезный и думающий музыкант, для которого главная цель – соединение глубины и искренности музыки с простотой и изяществом исполнения, оплаченное кропотливым повседневным трудом.

Три года назад В. Завазальский создал в Коврове мужской хор "Аксиос". С тех пор он частый гость нашего города, а выступления хора стали для ковровчан поистине праздником души. Сегодня Владимир Игоревич – наш собеседник.

– ПРЕЖДЕ ВСЕГО разрешите от лица хора "Аксиос" и от себя поздравить коллектив редакции моей любимой газеты с недавним 90-летним юбилеем. И хотя я не коммунист, никогда им не был и не буду (уже давно состою в другой партии – партии басов), словосочетание "Знамя труда" и для нас, музыкантов, является, вне всякой партийной окраски, неким олицетворением смысла жизни и счастья человеческого. Спасибо, дорогие мои. Трудитесь же и далее на благо родного Коврова. Многая всем вам и преблагая лета!

– Когда музыка вошла в вашу жизнь, и почему предпочли именно хоровое искусство?

– С детства. В семье пели. И не только за столом. Отец – военный летчик неплохо играл на баяне и умудрился спеть партию мельника в "Русалке" Даргомыжского аж в самом Новосибирском оперном. А еще один представитель фамилии (поколения на два пораньше) был музыкальным распорядителем в Муромцеве – имении графа Храповицкого, предводителя владимирского дворянства, где руководил хором, оркестром, что-то такое певал на торжествах. Мало знаю о нем, но горжусь...
Сам я развивался как инструменталист: фортепиано, контрабас, валторна, затем – флейта и немного гитара. Хор не любил совсем. Даже презирал, как и многие в те годы. До армии считал себя рок-музыкантом, орал дуром под Яна Гилана и Марка Фарнера на танцплощадках и в ресторанах. Потом служил в Чехословакии в оркестре штаба ЦГВ. Там-то меня и "подменили": открыл для себя мир вдохновений музыкальной классики (опять-таки лишь инструментальной).
Годы спустя именно И. С. Бах со "Страстями по Матфею" привел меня в церковь. И вот ее-то, нашу русскую православную, я и "обвиняю" в том, что получил "хоровую бациллу" и, видимо, неизлечимо заразился любовью к хоровому делу вообще и к церковным песнопениям в особенности. Ну и пошло-поехало...

– В чем же особенности церковного песнопения?

– Вопрос серьезный, газеты не хватит. Если предельно кратко, во-первых – это всегда молитва, обращенная к Богу, передающая состояние души, стремящейся за пределы мирозданья. Во-вторых – своим особым языком (церковнославянским в православии или латынью в католицизме) с его неповторимой архаической библейской поэтикой, к сожалению, многим теперь непонятной. И, в-третьих – специфическим сомбрированным звучанием хора, когда при ясной и четкой артикуляции канонического текста тембры голосов искусственно затемняются ("прикрываются"). Великий композитор, регент и дирижер П. Г. Чесноков в книге "Хор и управление им" так и говорит: "Церковный хор должен звучать темно". И действительно, из этой тьмы нередко вдруг да и воссияет свет огромной искренности и глубины.
Но это все техника. Верить надо! Жить по вере и исполняться благодатью.

– Расскажите об истории создания "Владимирских певчих". Существует ли понятие "владимирской школы" хорового искусства?

– Начну со второго. Хотелось бы утвердительно ответить на этот вопрос, но как таковой "владимирской школы", то есть системы или хотя бы совокупности принципов, методов, секретов, наконец, я, сколько ни всматривался, не заметил. Скорее, все мы здесь развиваемся в русле огромной русско-советской хоровой традиции со всеми ее плюсами и минусами. Можно, правда, провести рискованную аналогию со школой владимирских художников-импрессионистов (которых иногда величают "примитивистами") с их особой техникой подбора и наложения красок. Такие многоцветье и пестрота, возможно, и достигаются многотембренностью хорового звучания... Беда в том, что многотембренность нужна далеко не везде. При исполнении классической и особенно духовной музыки она оборачивается разнотембровостью. И не спасают ни идеальный строй, ни мощность состава, ни даже замечательное "владимирское вибрато". Поэтому хочется считать себя в хоровой музыке приверженцем старой репинской школы живописи.
Что же до "Владимирских певчих", хор этот создавался-собирался как духовный, клиросный. И вначале (1990 г.) в его составе были только церковные певчие, которые исполняли песнопения монастырских распевов: знаменного, греческого, киевского, киево-печерского, болгарского...
Кстати, первым выступлением хора была панихида по Венечке Ерофееву, спетая во Владимирском драмтеатре на фестивале "Рубежи" и записанная телеканалом "Останкино".
Хор оказался востребованным сначала в родном городе, затем за его рубежами. И вскоре мы уже (на своем уровне, разумеется) совмещали функции двух самых известных в прошлом русских хоров – Государевых и Патриарших певчих дьяков, то есть певчески оформляли торжества в городе и области, одновременно считаясь праздничным архиерейским хором Свято-Успенского кафедрального собора.
Я в то время работал еще и в Московском Свято-Даниловом монастыре, столичных храмах, собирая по крупицам осколки традиций русского монастырского пения.
Хор рос, участвовал в фестивалях, побеждал на конкурсах, записывался на ТВ и радио, выпускал пластинки. Начались гастроли. Германия, Швейцария, Голландия, Франция, Испания, Израиль – есть что вспомнить...

– В первом интервью нашей газете в декабре 2004-го вы с надеждой говорили, что при содействии властных структур и ковровчан "Аксиос" станет вполне профессиональным коллективом, способным представлять город на конкурсах и фестивалях как в России, так и за ее пределами. Надежды оправдываются?

– Да. Содействие и помощь чувствуем постоянно. Репетируем в прекрасном историческом музее Коврова, где хочется петь и просто бывать почаще. Нам помогают отдел культуры, музыкальные школы, дома культуры. Недавно получено обещание горадминистрации выделить средства на пошив концертных костюмов. Спасибо всем вам, дорогие. А от слов своих не отказываюсь ни в коем случае!

– "Аксиос" уже не раз выступал с камерным оркестром школы искусств им. М. В. Иорданского п/у Александра Швецова. Творческое содружество продолжится?

– Очень надеюсь. Прекрасный камерный оркестр! Ковров может и должен гордиться им по праву! Многих музыкантов оркестра знаю лично уже долгие годы. С Александром Дмитриевичем познакомился сравнительно недавно, но уже с первого дня между нами установились теплые, доверительные, даже дружеские отношения. А это, согласитесь, неплохая основа для сотрудничества.
"Аксиос" переживает пока пору ученичества и делает первые робкие шаги в искусстве. Для нас немалая честь – петь вместе с ковровскими филармониками. Спасибо им за долготерпение и гостеприимство!
Уже исполнены произведения Баха, Букстехуде, Моцарта, в перспективе – Г. Перселл, Дж. Б. Перголези, вновь Бах и, возможно, Римский-Корсаков и Танеев. Следите за рекламой.

– Сакраментальный вопрос: в чем, по-вашему, задача искусства, и в частности – хорового?

– Помилуйте, что же тут сакраментального? Все просто. "Музыка должна высекать огонь из души человеческой!". Лучше Бетховена не скажешь. Впрочем, В. И. Ленин тоже любил "Аппассионату", а какой "священный огнь" высекала из души Гитлера музыка Вагнера и Штрауса – общеизвестно. Но это аномалии. Вопрос же разрешается этически, философски: огонь этот, как и красота, должен быть добрым. И вот тогда – помните у Бальмонта:
Огонь очистительный, огонь роковой!
Красивый, властительный,
Блестящий, живой...
Не считаю себя вправе говорить об искусстве в целом ("за всю Одессу"), но миф о Прометее стоит вспоминать почаще. Главная задача хорового искусства (помимо общемузыкальной) – единение и соборность.
Одинокий чаще несчастлив. А хор – всегда социум, коллектив, причем творческий и в идеале – круг единомышленников. По личному опыту знаю, что именно в таких коллективах (оркестре, хоре) в моменты наивысшего напряжения всех творческих усилий возникает состояние восторга, эйфории, которое и называется вдохновением. Ну а если не в этом, то в чем же наше счастие музыкантское?

– Ваше мнение о современной музыке, каковы пристрастия?

– Непросто составить о ней "свое" мнение: слишком уж дозированно доходит она до моих ушей в последнее время. И если бы не канал "Культура" с его новостными двухминутными сюжетами, имена Сильвестрова, Десятникова и многих, многих других творцов этой самой современной музыки были бы и вовсе неизвестны даже понаслышке.
Однако мне довелось не только услышать-увидеть, но и поучаствовать в нескольких современных проектах. С удовольствием вспоминаю 1989 год, премьеру оратории "Плач по Андрею Боголюбскому, Великому Князю Владимирскому" молодого московского композитора В. М. Генина (ученика Г. В. Свиридова). Чуть раньше с хором Э. Маркина исполнил ораторию "Золотые ворота" В. Калистратова. Помню удивительный вокальный цикл тверского автора В. Н. Успенского на тексты Д. Хармса (приходилось не столько петь, сколько скандировать, кричать, лаять, мяукать...).
А какую эстетски тонкую, "свою" музыку привез из Нюрнберга вибрафонист и гитарист Мартин Цельс! Наконец в пос. Мячково (16 верст от Москвы) пишет замечательную музыку мой большой друг Алеша Кравцов – правнук русского психолога Л. С. Выготского (очень надеюсь, что он выполнит мой заказ для хора "Аксиос").
Здравствуют ныне и творят выдающиеся мэтры Арво Пярт, Гия Канчели, Эдуард Артемьев, Родион Щедрин. И все это безумно, безумно интересно!
Вот только современная авторская церковная музыка меня большей частью не устраивает. Недавно в Москве прошли премьеры Всенощного бдения, Литургии и "Страстей по Матфею" епископа Венского и Австрийского Иллариона (Алфеева). Удалось увидеть это по ТВ и даже получить партитуры, ознакомившись с коими, понял, что передо мной добросовестный плагиат.
Многие известные композиторы подвизаются теперь на церковной ниве. Музыка их искусственна, часто эклектична и редко по-настоящему духовна. Искренне жаль.

– Где можно услышать исполнителя песен и романсов Владимира Завазальского, его музыку?

– О-о-о!.. Исполнителя этого теперь можно слышать крайне редко: слишком много хоровой и регентской работы – репетиции, концерты, богослужения в церквах и монастырях. Все на голосе, на связках. И совместить это с сольными выступлениями весьма трудно. Но он креста на себе не ставит и иногда таки на сцену выбирается.
Возможно, ближайшими выступлениями будут программы русского романса, как классического, так и городского, в залах областного Дворца культуры (декабрь–январь). А уж если удача улыбнется, совместно со Светланой Твердовой (сопрано) и Анной Перепелкиной (фортепиано) подготовит и исполнит в Коврове программу песен и дуэтов Р. Шумана, о чем сообщит обязательно. Прослежу лично.
А композитора с такой фамилией мне и вовсе не хотелось бы упоминать.

Призеры олимпиады

Добавлено 01.02.24
 Призеры олимпиады
6 ковровских школьников стали призерами регионального этапа Всероссийской олимпиады по трем предметам. // ПОДРОБНЕЕ

Господдержка работодателей

Добавлено 01.02.24
 Господдержка работодателей
При трудоустройстве инвалидов работодатели региона смогут получить поддержку от государства. // ПОДРОБНЕЕ
Возрастное ограничение:12+

2024 – Год семьи

Добавлено 29.01.24
2024 – Год семьи
30 января губернатор Александр Авдеев даст старт Году семьи во Владимирской области. // ПОДРОБНЕЕ

80 лет со дня освобождения

Добавлено 29.01.24
80 лет со дня освобождения
Во Дворце культуры и техники «Родина» прошло торжественное мероприятие, приуроченное  к 80-летию со дня освобождения Ленинграда от фашистской блокады. // ПОДРОБНЕЕ
Возрастное ограничение:12+

Культурное наследие региона

Добавлено 29.01.24
Культурное наследие региона
Итоги работы в сфере культурного наследия региона в 2023 году и планы на этот обсудили на пресс-конференции начальника Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Марии Волозиной. // ПОДРОБНЕЕ
Возрастное ограничение:12+

Главные детские песни

Добавлено 29.01.24
Главные детские песни
Музей Победы приглашает авторов песен для юных слушателей из Владимирской области принять участие в проекте «Главные детские песни 4.0». // ПОДРОБНЕЕ

Ремонт дорог в 2024

Добавлено 26.01.24
Ремонт дорог в 2024
100 км региональных автодорог и 7 мостов приведут в нормативное состояние в этом году в области. // ПОДРОБНЕЕ
Возрастное ограничение:12+

Отопление, транспорт, уборка города

Добавлено 26.01.24
Отопление, транспорт, уборка города
Проблемы отопительного сезона, уборки улиц города и работы общественного транспорта обсудили депутаты на очередном заседании комитета по жилищно-коммунальной политике, строительству, транспорту и дорожному хозяйству. // ПОДРОБНЕЕ
Возрастное ограничение:12+
АРХИВ НОВОСТЕЙ